ПРОГРАММА
формирования безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья совместно с Санкт-Петербургским отделением Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Автономная некоммерческая организация «Центр социально-делового сотрудничества»
Общие положения
Российская Федерация 24.09.2008 г. подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов и готовится к ее ратификации. До этого должны быть внесены серьезные изменения в законодательную и практическую политику в отношении инвалидов и в общественное понимание сути и глубины поднимаемых вопросов. Президент РФ Д.А.Медведев, определяя стратегию развития нашей страны, поставил задачу формирования «безбарьерной» среды для инвалидов. Решение этой емкой задачи не должно сводиться лишь к облегчению передвижения людей с ограниченными возможностями. Важно осознать истинные причины, удерживающие инвалидов на периферии общества. Понять, почему, не смотря на работу многочисленных социальных служб, подавляющее из них большинство не может влиться в среду здоровых людей, преодолеть барьер малообеспеченности, подняться с низшей ступени в социальной и экономической иерархии.
Программа формирования безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа) представляет собой комплекс мероприятий, главная цель которых – интеграция инвалидов в общество. Программа разработана на основании следующих законодательных и нормативно-правовых актов:
- Конвенции о правах инвалидов;
- Конвенции о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- Закона Российской Федерации от 15.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федерального закона № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»;
- постановления Правительства РФ №175 от 17.03.2011 «О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011-2015годы»
- постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования Российской федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.10.1999 № 462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда»;
- Закона Санкт-Петербурга от 20.03.2008 № 140-24 «О программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы»;
- постановления Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 № 1192 «О программе развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы»;
- постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2008 № 577 «О Программе развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы».
Программа состоит из двух взаимодополняющих модулей:
I модуль – обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам.
II модуль – формирование среды для профессиональной реализации инвалидов.
I модуль
Обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам
Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к элементам составляющей безбарьерной среды и дальнейшее ее совершенствование основывается на следующих основных критериях требующих обязательной оценки в рамках данной программы:
Доступность предусматривает требования возможности беспрепятственно достигнуть места обслуживания и воспользоваться предоставленным обслуживанием, беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространству, возможности своевременно воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.
Безопасность предусматривает возможность посещения места обслуживания без риска быть травмированным каким-либо образом, или причинить вред своему имуществу, или нанести вред другим людям, зданию или сооружения, оборудованию. Основными требованиями критерия безопасности являются: возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий; возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска; избежание плохо воспринимаемых мест пересечения путем движения; предупреждение потребителя о зонах, представляющих потенциальную опасность, исключение ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска.
Информативность предусматривает возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее. Требования критерия информативности включает в себя: своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий, точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения, использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей, возможность эффективной ориентации посетителя как в светлое, так и в темное время суток; сокращение времени и усилий на получение необходимой информации, возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию. Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечение должны учитывать: расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято, углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации; ясное начертание и контрастность, а при необходимости – рельефность изображения; соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению; исключение помех восприятию информационных средств.
Комфортность (удобство) содержит основные требования: создание условий для минимальных затрат и усилий потребителя на удовлетворение своих нужд; обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получение услуги; повышение качества обслуживания через его концентрацию в пространстве здания, увеличение ассортимента услуг с учетом состояния здоровья потребителей за счет создания дополнительных условий, помогающих потребителю в получении необходимых услуг. Уровень комфортности архитектурной среды рекомендуется оценивать как с физической, так и с психологической позиции ИМГН. Нижним пределом комфортности (удобства) следует считать созданный уровень условий, при которых получение и оказание услуги не может быть признано дискомфортным (неудобным). Повышение комфортности рекомендуется осуществлять путем: сокращения необходимого пути и времени для получения на одном месте нескольких услуг, приближение к местам обслуживания и увеличения числа мест отдыха, получение заблаговременно нужной информации, применение необходимого и эргономичного оборудования и др.
Для оценки среды доступности по указанным критериям в рамках программы необходимо реализовать единый механизм по:
- Проведению инвентаризации среды доступности для ММГН.
- Организации общественного контроля за выполнением международных, государственных, региональных и иных программ на территории.
- Организации и проведении общественной экспертизы нормативных документов субъектов РФ на территории.
- Проведении негосударственной экспертизы технологий и оборудования для ММГН в целях предупреждения угроз и рисков связанных с действиями вводящими в заблуждение приобретателей.
- Содействию в осуществлении государственного и муниципального контроля по безбарьерной среде.
- Информационно-методической поддержки хозяйствующих субъектов в части совершенствования среды доступности.
- Содействию в социальной, духовной и иной реабилитации ММГН, в том числе разработка и реализация подпрограмм по созданию реабилитационных центров, спортивных сооружений и специально оборудованного жилья.
- Организации общественного контроля за достоверностью документированных сведений хозяйствующих субъектов в части создания и дальнейшего совершенствования среды доступности.
- Организации и развитии международных контактов по данному направлению.
- Созданию общественных советов при руководителях субъектов.
- Созданию условий и общественному контролю за адаптацией ММГН в бизнес сообщество.
- Организации обучения, семинаров, конференций.
В соответствии со ст. 4 №181-ФЗ «Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов» предусмотрено определение соответствующих сертификационных требований, суть которых определена Федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. – работа по документированному выявлению соответствия установленным требованиям и гарантированное документарное подтверждение соответствия по следующим составляющим безбарьерной среды:
- Строительные конструкции, здания сооружения
- Транспорт и транспортная инфраструктура
- Комплексная организация инфраструктуры города
- Информационное обеспечение
- Сервис: Стандартные услуги
- Сервис: Специальные услуги для инвалидов
- Технические средства, оборудование и приспособления для инвалидов
- Безопасность: Особые требования, в том числе охрана труда
- Система обучения различных служб и персонала
10. Спортивные технологии, в том числе проведение мероприятий в различных видах инваспорта, спортивных и зрелищных мероприятий паралимпийских, сурдлимпийских игр.
11. Медико-реабилитационные средства и технологии
12. Инновационные технологии, услуги по интеграции инвалидов и маломобильных групп населения в социальную среду
13. Инклюзивное обучение
14. Методики документирования стандартов доступности, в т.ч. универсальных, действующих или вновь вводимых на территории РФ
Руководствуясь требованиями, изложенными в ст. 14, 15 федерального закона 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (от 24 ноября 1995 г.) по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации, к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и рекомендациями ст. 9 «Доступность» Резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 «Конвенция о правах инвалидов» о принятии надлежащих мер по:
- выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности на объекты социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и в целях реализации программы необходимо принять и/или актуализировать нормативно правовые акты для гарантированной возможности создания дополнительных рабочих мест для ММГН, в первую очередь для реализации самой программы обеспечения среды доступности и создания условий дальнейшего активного участия ММГН в деловой, культурной и иной жизни общества.
II модуль
Формирование среды для профессиональной реализации инвалидов
Анализ практики работы с инвалидами трудоспособного возраста свидетельствует о наличии глубоких проблем в системе их профессионального становления. Проблем как внешних, возникающих при столкновении с инфраструктурными барьерами, так и внутренних, психологических – наиболее труднопреодолимых.
На сегодняшний день принуждение работодателей к использованию труда инвалидов через квотирование рабочих мест является однобокой мерой, и не учитывает, что работодателю нужен не инвалид, а работник. Само обеспечение такого труда требует усилий, и в ряде случаев значительных. Поэтому данный модуль с одной стороны обеспечивает поиск, подготовку и консультационное сопровождение структур готовых обеспечивать трудовую занятость инвалидов, с другой – подготовку и психологическое сопровождение потенциальных работников-инвалидов для решения проблем их безболезненной адаптации к социальному окружению, выбора профессии и реального трудоустройства.
II модуль включает в себя:
- службу содействия трудовой занятости людей с ограниченными возможностями здоровья
- службу социально-психологического сопровождения
Служба содействия трудовой занятости людей с ограниченными возможностями здоровья
Цель: формирование условий, сочетающих различные виды поддержки для обеспечения трудовой занятости инвалидов.
Направления работы:
- Привлечение к исполнению работ по I модулю Программы представителей ММГН, прошедших подготовку в качестве экспертов по инвентаризации среды доступности:
- создание новых рабочих мест для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- интеграция инвалидов в деловую и общественную жизнь.
- Координация работы коммерческих и государственных структур, готовых обеспечивать занятость людей с ограниченными возможностями:
- формирование запроса на труд людей с ограниченными возможностями здоровья со стороны бизнеса и государства;
- содействие по разработке и внедрению технических средств и ассистивных технологий, создающих оптимальные условия для труда человека с ограниченными возможностями здоровья;
- консультативная и образовательная поддержка работодателей.
- Создание условий для расширения форм и направлений трудовой деятельности инвалидов:
- развитие аутсорсинга;
- расширение дистанционной занятости инвалидов;
- создание мобильных трудовых коллективов комбинированного типа (из числа людей с ограничениями возможностями и без инвалидности);
- формирование механизмов взаимодействия трудовых групп с корпоративным сообществом и государственными структурами;
- поддержка при реализации бизнес проектов.
Перечень работ:
- Осуществляет координацию основных субъектов деятельности в системе трудовых отношений инвалида; службы МСЭ; работодателя.
- Содействует внедрению технических средств и ассистивных технологий.
- Выступает посредником между работником и работодателем при:
- поиске работы и работника;
- трудоустройстве на надомные рабочие места, включая работу с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- содействии в аттестации надомного рабочего места на соответствие установленным требованиям;
- содействии в аттестации рабочего места на предприятии на соответствие установленным требованиям.
- Формирует аутсорсинговые группы из числа инвалидов и других категорий работников, дополняющих возможности друг друга в области:
- IT-технологии, бухгалтерский консалтинг, маркетинг, PR, реклама, юридическая сфера, бытовое обслуживание и других.
- Ведет регистры:
- инвалидов, ищущих работу;
- работодателей, готовых предоставить рабочие места, включая надомные.
- Активно содействует улучшению взаимодействия работника-инвалида, работодателя и коллектива сотрудников.
- Содействует развитию предпринимательства среди инвалидов.
Служба социально-психологического сопровождения
Цель: социально-психологическое сопровождение инвалидов на всех этапах их профессиональной реализации.
Направления работы:
1. Психологическая диагностика – выявление и измерение индивидуально-психологических особенностей личности.
2. Психологическое просвещение – распространение психологических знаний среди инвалидов и всех заинтересованных лиц. Консультативная поддержка работодателей.
3. Психологическая профилактика – предупреждение негативных явлений в психологическом и личностном развитии, создание благоприятного эмоционального – психологического климата в семье, в трудовом коллективе.
4. Психологическая коррекция – устранение отклонений в личностном и психическом развитии инвалида и его членов семьи.
5. Психологическое консультирование – помощь в решении проблем психологического характера.
6. Социально-психологический тренинг – это активный метод обучения. Направлен на развитие навыков коммуникативного общения, личностного роста человека с ограниченными возможностями здоровья, умения выходить из трудных жизненных ситуаций; повышает стрессоустойчивость; учит разрешать конфликтные ситуации.
Служба акцентирует внимание и усилие главным образом:
- на выработку у человека с ограниченными возможностями здоровья такой системы целей и ценностей, которые будут способствовать его свободной самореализации,
- на развитие и обогащение личности за счет возрастания самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях,
- на умение соотнести собственные интересы с интересами группы, в которой инвалид может приносить пользу своим близким и обществу,
что в целом будет способствовать личностной и самостоятельной независимости человека с ограничениями жизнедеятельности.
Использование представленной программы практического решения социально-психологического сопровождения инвалидов, поможет выполнить поставленные общей Программой задачи и, в том числе, мотивировать инвалидов на учебу, работу, общение, жизнь.