Программа безбарьерная среда

ПРОГРАММА

формирования безбарьерной среды для людей с ограниченными   возможностями здоровья совместно с Санкт-Петербургским отделением Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

Автономная некоммерческая организация «Центр социально-делового сотрудничества» 

 

                                        Общие положения

Российская Федерация 24.09.2008 г. подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов и готовится к ее ратификации. До этого должны быть внесены серьезные изменения в законодательную и практическую политику в отношении инвалидов и в общественное понимание сути и глубины поднимаемых вопросов. Президент РФ Д.А.Медведев, определяя стратегию развития нашей страны, поставил задачу формирования «безбарьерной» среды для инвалидов. Решение этой емкой задачи не должно сводиться лишь к облегчению передвижения людей с ограниченными возможностями. Важно осознать истинные причины, удерживающие инвалидов на периферии общества. Понять, почему, не смотря на работу многочисленных социальных служб, подавляющее из них большинство не может влиться в среду здоровых людей, преодолеть барьер малообеспеченности, подняться с низшей ступени в социальной и экономической иерархии.

Программа формирования безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями  здоровья (далее – Программа) представляет собой комплекс мероприятий, главная цель которых – интеграция инвалидов в общество. Программа разработана на основании следующих законодательных и нормативно-правовых актов:

- Конвенции о правах инвалидов;

- Конвенции о правах ребенка;

- Конституции Российской Федерации;

- Закона Российской Федерации от 15.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

- Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

- Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

- Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федерального закона № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»;

 - постановления Правительства  РФ №175 от 17.03.2011 «О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011-2015годы»

- постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

- приказа Министерства образования Российской федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.10.1999 № 462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда»;

- Закона Санкт-Петербурга от 20.03.2008 № 140-24 «О программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы»;

- постановления Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 № 1192 «О программе развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы»;

- постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2008 № 577 «О Программе развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы».

 

Программа  состоит из двух взаимодополняющих модулей:

I модуль – обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам.

II модуль – формирование среды для профессиональной реализации инвалидов.

 

I модуль

  Обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам

 

Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к элементам составляющей безбарьерной среды и дальнейшее  ее совершенствование  основывается на следующих основных критериях требующих обязательной оценки  в рамках данной программы:

 

Доступность предусматривает требования возможности беспрепятственно достигнуть места обслуживания и воспользоваться предоставленным обслуживанием, беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространству, возможности своевременно воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.

 Безопасность предусматривает возможность посещения места обслуживания без риска быть травмированным каким-либо образом, или причинить вред своему имуществу, или нанести вред другим людям, зданию или сооружения, оборудованию. Основными требованиями критерия безопасности являются: возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий; возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска; избежание плохо воспринимаемых мест пересечения путем движения; предупреждение потребителя о зонах, представляющих потенциальную опасность, исключение ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска.

Информативность предусматривает возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее. Требования критерия информативности включает в себя: своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий, точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения, использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей, возможность эффективной ориентации посетителя как в светлое, так и в темное время суток; сокращение времени и усилий на получение необходимой информации, возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию. Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечение должны учитывать: расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято, углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации; ясное начертание и контрастность, а при необходимости – рельефность изображения; соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению; исключение помех восприятию информационных средств.

Комфортность (удобство) содержит основные требования: создание условий для минимальных затрат и усилий потребителя на удовлетворение своих нужд; обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получение услуги; повышение качества обслуживания через его концентрацию в пространстве здания, увеличение ассортимента услуг с учетом состояния здоровья потребителей за счет создания дополнительных условий, помогающих потребителю в получении необходимых услуг. Уровень комфортности архитектурной среды рекомендуется оценивать как с физической, так и с психологической позиции ИМГН. Нижним пределом комфортности (удобства) следует считать созданный уровень условий, при которых получение и оказание услуги не может быть признано дискомфортным (неудобным). Повышение комфортности рекомендуется осуществлять путем: сокращения необходимого пути и времени для получения на одном месте нескольких услуг, приближение к местам обслуживания и увеличения числа мест отдыха, получение заблаговременно нужной информации, применение необходимого и эргономичного оборудования и др.

Для оценки среды доступности по указанным критериям в рамках программы необходимо реализовать единый  механизм по:

 

  • Проведению  инвентаризации среды доступности для ММГН.
  • Организации общественного контроля за выполнением международных, государственных, региональных и иных программ на территории.
  • Организации и проведении общественной экспертизы нормативных документов субъектов РФ на территории.
  • Проведении негосударственной экспертизы технологий и оборудования для ММГН в целях предупреждения угроз и рисков связанных с действиями вводящими в заблуждение приобретателей.
  • Содействию в осуществлении государственного и муниципального контроля по безбарьерной среде.
  • Информационно-методической поддержки хозяйствующих субъектов в части совершенствования среды доступности.
  • Содействию в социальной, духовной и иной реабилитации ММГН, в том числе разработка и реализация подпрограмм по созданию реабилитационных центров, спортивных сооружений и специально оборудованного жилья.
  • Организации общественного контроля за достоверностью документированных сведений хозяйствующих субъектов в части создания и дальнейшего совершенствования среды доступности.
  • Организации и развитии международных контактов по данному направлению. 
  • Созданию общественных советов при руководителях субъектов.
  • Созданию условий и общественному контролю за адаптацией ММГН в бизнес сообщество.
  • Организации обучения, семинаров, конференций.

 

В соответствии со ст. 4  №181-ФЗ «Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов» предусмотрено определение соответствующих сертификационных требований, суть которых определена Федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г.  – работа по документированному выявлению соответствия установленным требованиям и гарантированное документарное подтверждение соответствия по следующим составляющим  безбарьерной среды:

 

  1. Строительные конструкции, здания сооружения
  2. Транспорт и транспортная инфраструктура
  3. Комплексная организация инфраструктуры города
  4. Информационное обеспечение
  5. Сервис: Стандартные услуги
  6. Сервис: Специальные услуги для инвалидов
  7. Технические средства, оборудование и приспособления для инвалидов
  8. Безопасность: Особые требования, в том числе охрана труда
  9. Система обучения различных служб и персонала

10.  Спортивные технологии, в том числе проведение мероприятий в различных видах инваспорта, спортивных и зрелищных мероприятий  паралимпийских, сурдлимпийских игр.

11.  Медико-реабилитационные средства и технологии

12.  Инновационные технологии, услуги по интеграции инвалидов и маломобильных групп населения в социальную среду

13.  Инклюзивное обучение

14.  Методики документирования стандартов доступности, в т.ч. универсальных, действующих или вновь вводимых на территории РФ

 

Руководствуясь требованиями, изложенными в ст. 14, 15 федерального закона 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (от 24 ноября 1995 г.) по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации, к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и рекомендациями ст. 9 «Доступность»  Резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 «Конвенция  о правах инвалидов» о принятии надлежащих мер по:
 - выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности на объекты социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и в целях реализации программы необходимо принять и/или актуализировать нормативно правовые акты  для гарантированной возможности создания дополнительных рабочих мест для ММГН, в первую очередь для реализации самой программы обеспечения среды доступности и создания условий дальнейшего активного участия ММГН в деловой, культурной и иной жизни общества.

 

 

II модуль

  Формирование среды для профессиональной реализации инвалидов

 

Анализ практики работы с инвалидами трудоспособного возраста свидетельствует о наличии глубоких проблем в системе их профессионального становления. Проблем как внешних, возникающих при столкновении с инфраструктурными барьерами, так и  внутренних,  психологических – наиболее труднопреодолимых.

На сегодняшний день принуждение работодателей к использованию труда инвалидов через квотирование рабочих мест является однобокой мерой, и не учитывает, что работодателю нужен не инвалид, а работник. Само обеспечение такого труда требует  усилий, и в ряде случаев значительных.  Поэтому данный модуль с одной стороны обеспечивает поиск, подготовку и консультационное сопровождение структур готовых обеспечивать трудовую занятость инвалидов, с другой – подготовку и психологическое сопровождение потенциальных работников-инвалидов для решения проблем их безболезненной адаптации к социальному окружению, выбора профессии и реального трудоустройства.

II модуль включает в себя:

  • службу содействия трудовой занятости людей с ограниченными возможностями здоровья  
  • службу социально-психологического сопровождения  

 

Служба содействия трудовой занятости людей с ограниченными возможностями здоровья  

Цель: формирование условий, сочетающих различные виды поддержки для обеспечения трудовой занятости инвалидов.

Направления работы:

  1. Привлечение к исполнению работ по I модулю Программы представителей ММГН, прошедших подготовку в качестве экспертов по инвентаризации среды доступности:

-         создание новых рабочих мест для людей с ограниченными возможностями здоровья; 

-         интеграция инвалидов в деловую и общественную жизнь.

 

  1. Координация работы коммерческих и государственных структур, готовых обеспечивать занятость людей с ограниченными возможностями:

-         формирование запроса на труд людей с ограниченными возможностями здоровья со стороны бизнеса и государства;

-         содействие по разработке и внедрению технических средств и ассистивных технологий, создающих оптимальные условия для труда человека с ограниченными возможностями здоровья;       

-         консультативная и образовательная поддержка работодателей.

 

  1. Создание условий для расширения форм и направлений трудовой деятельности инвалидов:

-         развитие аутсорсинга;

-         расширение дистанционной занятости инвалидов;

-         создание мобильных трудовых коллективов комбинированного типа (из числа людей с ограничениями возможностями и без инвалидности);

-         формирование механизмов взаимодействия трудовых групп с корпоративным сообществом и государственными структурами;

-         поддержка при реализации бизнес проектов.

 

Перечень работ:

 

-          Осуществляет координацию основных субъектов деятельности в системе трудовых отношений инвалида; службы МСЭ; работодателя.

-         Содействует внедрению технических средств и ассистивных технологий.       

-         Выступает посредником между работником и работодателем при:

  • поиске работы и работника;
  • трудоустройстве на надомные рабочие места, включая работу с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • содействии в аттестации надомного рабочего места на соответствие установленным требованиям;
  • содействии в аттестации  рабочего места на предприятии на соответствие установленным требованиям.

-         Формирует аутсорсинговые группы из числа инвалидов и других категорий работников, дополняющих возможности друг друга  в области:

-         IT-технологии, бухгалтерский консалтинг, маркетинг, PR, реклама, юридическая сфера, бытовое обслуживание и других.

-         Ведет регистры:

  • инвалидов, ищущих работу;
  • работодателей, готовых предоставить рабочие места, включая надомные.

-         Активно содействует улучшению взаимодействия работника-инвалида, работодателя и коллектива сотрудников.

-         Содействует развитию предпринимательства среди инвалидов.

 

Служба социально-психологического сопровождения

Цель: социально-психологическое сопровождение инвалидов на всех этапах их профессиональной реализации.

 

Направления работы:  

    1. Психологическая диагностика – выявление и измерение индивидуально-психологических особенностей личности.

    2. Психологическое просвещение – распространение психологических знаний среди инвалидов и всех заинтересованных лиц. Консультативная поддержка работодателей.

3. Психологическая профилактика – предупреждение негативных явлений в психологическом и личностном развитии, создание благоприятного эмоционального – психологического климата в семье, в трудовом коллективе.

   4. Психологическая коррекция – устранение отклонений в личностном и психическом развитии инвалида и его членов семьи.

   5. Психологическое консультирование – помощь в решении проблем психологического характера.

   6. Социально-психологический тренинг – это активный метод обучения. Направлен на развитие навыков коммуникативного общения, личностного роста человека с ограниченными возможностями здоровья, умения выходить из трудных жизненных ситуаций; повышает стрессоустойчивость; учит разрешать конфликтные ситуации.

 

Служба акцентирует  внимание и усилие главным образом:

-         на выработку у человека с ограниченными возможностями здоровья такой системы целей и ценностей, которые будут способствовать его свободной самореализации,

-         на развитие и обогащение личности за счет возрастания самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях,

-         на умение соотнести собственные интересы с интересами группы, в которой инвалид может приносить пользу своим близким и обществу,

что в целом будет способствовать  личностной и самостоятельной независимости человека с ограничениями жизнедеятельности.

Использование представленной  программы практического решения социально-психологического сопровождения инвалидов, поможет выполнить поставленные общей Программой задачи и, в том числе,  мотивировать инвалидов на учебу, работу, общение, жизнь.