Международный проект трансграничного сотрудничества Латвии, России и Эстонии

Участие МБФ «Наследие» в международном проекте трансграничного сотрудничества Латвии, России и Эстонии в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства России, Эстонии и Латвии

На основе договоренности с администрацией Печорского  района Псковской области, а также с благословения настоятеля Псково-Печорского монастыря архимандрита Тихона, с июня 2012 г. МБФ «Наследие» участвует в разработке и реализации культурно-цивилизационного проекта  0-16 «Развитие центров культуры и творческих индустрий в  Ряпина (Эстония), Виляка  и Печорах».

На первом этапе сотрудничества в рамках данного международного проекта директор Санкт-Петербургского МБФ «Наследие» Ю.В.Капустин выступил с основным докладом и экспертным заключением на международном симпозиуме 10 августа 2012 г. в г.Печоры на тему «Цивилизационные и культурно-экологические эпистемы новой идентичности Европейской культуры (на примере пилотных межприграничных партнёрских проектов)».

На основе анализа докладов и сообщений  представителей администрации, научных, культурных и образовательных учреждений Пскова, Печор, Изборска, Ряпины и Виляки  Капустиным Ю.В. было составлено экспертное заключение и разработаны рекомендации по дальнейшему развитию проекта трансграничного сотрудничества.

Обзор состояния и перспектив реализации международного проекта «Развитие центров культуры и творческих индустрий в Ряпина, Виляка и Печорах» (ProjecktnoELRI – 016).

Настоящий обзор ограничен экспертным анализом материалов и итогов международной научно-практической конференции от 10.08.2012 г. в г.Печоры Псковской области «Особенности сохранения и доступности нематериального культурного наследия на приграничных территориях России, Латвии и Эстонии»

В оценке исторической динамики исследований состояния и перспектив развития нематериального культурного наследия данных регионов России, Эстонии и Латвии автор настоящего обзора опирался, отчасти, на опыт других исследований в этой области, а так же и на личный опыт участия в этнографических экспедициях 1980-х г.г. с целью пополнения коллекции фольклорных записей, музейных коллекций  народных музыкальных инструментов и предметов быта. Важную роль в экспертной оценке сыграли так же данные социологических исследований музыкальной жизни Эстонии и Северо-Запада России, осуществленных под руководством автора обзора коллективом научного центра Ленинградской Консерватории в 1990г.

              I.          Некоторые теоретические и исторические аспекты представлены на конференции в виде исследовательских, просветительских и прикладных направлений реализации проекта.

Как с исторической и культурологической, так и с геополитической точек зрения, исследуемый трансграничный регион является объектом уникальным и плодотворным для проведения этнографических экспедиций с целью сохранения и популяризации этнокультурного наследия проживающих издревле совместно больших и малых народов.

Этот регион воистину представляет собой средостение, «золотое сечение» на перекрёстке трёх этнокультур народов, трёх христианских конфессий, трёх государств-соседей, объединённым общим ландшафтом, совместной многовековой историей, наличием мощных духовных центров-монастырей, великих святынь и древних памятников, знаковых мест, многоцветным переплетением этносов, языков, традиций бытовой культуры, народных промыслов, обрядов и ремёсел, церковных, календарных и народных обычаев и праздников.

Сохранившееся до наших дней богатство взаимообогащающих друг друга этнокультур, нуждается в дальнейшем изучении и сохранении методами этнографических экспедиций и активного приобщения к этой работе и к овладению ценностями фольклора своих предков молодёжью региона.

1.1.    К тому обязывает сложившаяся традиция серьёзных и систематических этнографических экспедиций с целью изучения, фиксации и пропаганды наследия этнокультур Псковской губернии, Эстонии и Латвии.

Ярким доказательством этого стала состоявшаяся в рамках конференции презентация уникального мультимедийного издания «Песни Псковской земли» на основе фольклорных экспедиций коллектива Ленинградской консерватории в 1980-е годы (руководитель проекта А.М.Мехнецов), а так же архива Псковского Центра народного творчества. Это издание демонстрирует современные научные и технические возможности сохранения объектов нематериального культурного наследия и возможности эффективного доступа к этой информации самой широкой аудиторией. Это вполне соответствует целям данного международного проекта: способствовать внедрению традиционной народной культуры в живое бытование народных традиций, их включению в международный культурный обмен. Это безусловное достижение Псковского областного Центра народного творчества и Администрации Печорского района, как участника проекта по Программе  приграничного сотрудничества.

Из доклада Руты Цибуле так же следует, что систематические этнографические исследования музыкального наследия в Северной Латгалии (Латвия) начались в 2000-м году под руководством этномузыковеда Анду Бейтани. Изучение и возрождение интереса к наследию этнокультуры Латгалии имеет хорошо выстроенную систему вовлечения в число активных носителей этих ценностей широких кругов молодёжи. Важно то, что в Латвии это стало одним из базисных условий культурной политики государства и муниципальных властей.

Примером для подражания может служить всемерная материальная поддержка и резонансные моральные поощрения достижений молодёжных фольклорных экспедиций, этнофестивалей и творческих коллективов фольклора и стороны капитального Фонда культуры Латвии и Отдела культуры Балвского районного Совета Латгалии.

Эстонские коллеги так же имеют богатый опыт организации этнографических экспедиций и государственной поддержки ценностей этнокультуры. Об этом свидетельствует доклад Хаймара Сокка из Ряпинской академии садоводства. Исследования эстонского фольклорного наследия и проекты популяризации ценностей этнокультуры в среде эстонской молодёжи поддерживаются Фондом Эстонии «Культурный капитал», «Национальным фольклорным Советом Эстонии», а так же Центрами народной культуры в каждом уезде.

1.2. Для международного Проекта «Развитие центров культуры и творческих индустрий Ряпина, Виляка и Печорах» чрезвычайно актуально рождение  в среде эстонских этнографов движения финно-угорских этнофутуристов. Это движение открыто заявило о необходимости осознанного творческого погружения в те ценности, которые несёт  в себе нематериальное наследие культуры с целью их актуализации. Этнокультурное наследие стало осознаваться как важный ресурс жизнеспособности общества и нации в условиях глобализации.

Именно в этом направлении становится возможным самопроявление и самовыражение  каждого народа как неотъемлемая ценность его идентичности в глобальном мировом контексте планетарной культуры. Как подчеркнула в своём докладе Рута Цибуле «В процессе глобализации заниматься сохранением нематериального культурного наследия имеет очень большой смысл для каждой нации, как маленькой, так и большой». Эту проблему затронула также в своём выступлении директор молодёжного центра Печорского района Е.М.Голембовская: по её словам – «Нематериальное культурное наследие тесно связано с традиционным укладом жизни и значение его в том, что оно поддерживает и развивает этническое самосознание и этническую культуры в целом, что особенно важно сегодня, когда глобализации подвергаются не только экономика, но и культура в самом широком смысле слова».

Теоретические основы драматического для кризиса идентичностей всего человечества столкновения двух парадигм развития постиндустриальной цивилизации – глобализации и глокализации культуры охватил Ю.В.Капустин в докладе «Цивилизационные и культурно-экологические эпистемы новой идентичности Европейской культуры (на примере пилотных межприграничных партнёрских проектов)».

В этом контексте важно соединить экспедиционную деятельность этнографов, фольклористов, краеведов, волонтёров-студентов и школьников с систематическим изучением народной религии, артефактов, мифологии, календарных, церковных и крестьянских праздников и обрядов и других аутентичных форм фольклора – с современными идеями их актуализации и творческой презентации. В этом направлении многое достигнуто эстонской школой аниматоров этнокультурных традиций и ценностей.

Один из основоположников этнофутуризма Рейн Таагепера доказал, что в рамках этнофутуристического движения реализуется одновременно задача включения этносов в пространство общекультурного диалога на основе взаимообогащения мегакластеров мировой (глобальной) культуры – и задачи формирования смыслоценностного охранительного отношения к локальной, национальной этнокультуре. Такова диалектика современного диалога двух разнонаправленных дискурсов сохранения и модернизации культуры, её глобализации и глокализации. Мудрость лоцманов экспертного сообщества должна найти трудноуловимый путь в достойное будущее человечества между Сциллой и Харибдой глобального культурного геноцида, с одной стороны, и угрозы национализма и сепаратизма в движении глокализации, с другой стороны. Это трудновыполнимая, но поистине судьбоносная задача поисков новых оптимальных путей к глокализации и глобализации «с человеческим лицом», подпитываемой позитивом этнокультурной и этнофутуристической парадигмы сохранения и обогащения идентичности всего бесконечного разнообразия этнокультур.

           II.          Инновации в культурной политике региона, новые функции центров культуры, музеев, библиотек в системе этнообразования, просвещения, народного творчества, промыслов и этнотуризма.

Как известно, глобализация навязывает человечеству отказ от якобы «архаичных» ценностей культурной, этнической и религиозной самобытности, от национального суверенитета и традиционной морали семейных ценностей, гендерной идентичности и т.п. Это приводит, для начала, к кризису ранее неприкосновенной государственной независимости. Но отнюдь не национальную идентичность! То есть, вместо ожидаемого под воздействием глобализации культурной и административной интеграции (на основе мультикультуризма) происходят противоположные вещи – автономизация, обострение интереса к национальной истории и культуре, возрождение древних традиций и этнических стилей.

Отсюда, возрастающее стремление в трансграничных узлах многих европейских стран-соседей к созданию глокальных кластеров  на основе естественных (а не юридически признанных государственных) границ совместного проживания. Эти естественные для глокального ареала границы: общий ландшафт, микроклимат, характеристика рельефа и состава почв, профили сельского хозяйства и народных промыслов, общность исторических судеб, межконфессиональных связей, диалектов и смешения этносов, хозяйственно-экономические связи, общность исторических и духовных памятных мест и событий, туристическая привлекательность и т.д.

Такого рода глокальные про-«скрепы» лежат в основе создания единого культурно-туристического региона эстонской Нарвы и российского Иван-города или намечаемого проекта этнокультурно-туристического кластера российского Выборга и финских городов Иматра и Котка.

В качестве уже успешно действующего примера такого кластера можно назвать трансграничный культурно-туристический регион, объединяющий восточное воеводство Польши, Литвы и Гродненскую область Белоруссии.

Таков путь «мягкого», но эффективного сопротивления опасным тенденциям растворения европейской идентичности, её эллино-христианских корней, высоких ценностей этноса и классической культуры, духовного наследия и полиэтнического разнообразия европейских регионов и народов, их самобытности и туристической привлекательности.

«Думай глобально – действуй локально» – это и есть главная формула глокализации. Противоречивые процессы глобализации и глокализации в их воздействии на судьбы этнокультур и их нематериального наследия будут впредь развиваться параллельно, ускоряя и подстёгивая друг друга. В этом аспекте возникает возможность системного инновационного подхода к анализу и прогнозу  существующих необходимых направлений культурной политики и её институтов (музеев, библиотек, школ, культурных центров), о которых шла речь на международной конференции.

Так, в блоке докладов специалистов библиотечного дела речь шла об инновационном расширении функций и современных форм библиотек как центров сохранения нематериального культурного наследия региона, особо ценных краеведческих и этнографических документов (доклад Н.А.Дубровой из Псковской областной универсальной научной библиотеки). Отметим масштаб этой работы. Речь идёт о десятках тысяч обращений к таким разделам электронной библиотеки как представление фольклорного наследия Псковской губернии «Культура приграничная» и т.д.

В докладе директора Печорской центральной районной библиотеки В.А.Шуваловой была освещена важнейшая на сегодня функция любой местной региональной библиотеки: она становится очагом и координационным центром краеведческой деятельности.

По сути дела, накопленные в библиотеке базы данных о носителях и действующих очагах носителей и хранителей артефактов этнокультуры (нематериального культурного наследия) становятся важнейшим ресурсом этнографических молодёжных экспедиций на территории Печорского района, о чём речь шла в упомянутом докладе Е.М.Голембовской.

Таким образом, библиотеки вместе с «Печорским районным молодёжным центром» выстраивают научно-просветительский кластер, в который входят так же музейное и этнообразование в детских учреждениях, фольклорное творчество и ремёсла, традиционные промыслы. Они осваиваются подрастающим поколением в этнографических экспедициях, в краеведческих кружках, в музеях и библиотеках, становятся их собственными умениями и достижениями в детских садах, школах и центрах культуры.

Такую эффективно действующую систему актуализации традиционных ценностей этнокультуры в Латвии, передачи их от поколения к поколению реальных носителей и исполнителей, продемонстрировала в упомянутом выше докладе Рута Цыбуле.

Схожие признаки системной интеграции  в едином этнокультурном кластере намечаются и в Печорском районе. О роли этнографических экспедиций «Печорского районного молодёжного центра» в привлечении молодёжи к сохранению и передаче потомкам нематериального культурного наследия  также говорилось в докладе Е.М.Голембовской.

В эту систему взаимодействия музеев, центров культуры и учреждений образования в Печорах и Изборске входит и такой важный элемент, как этнокультурное воспитание дошкольников и школьников, а так же естественно-научное краеведение. В докладе М.В.Жариковой продемонстрирован уникальный опыт работы Центра развития ребёнка по возрождению духовно-нравственных традиций этнокультурного воспитания детей в семье. Это не только участие детских фольклорных коллективов в этнографических фестивалях, но и систематическая работа с молодыми родителями по их этнографическому просвещению и обучению их народным ремёслам, а так же по вовлечению их в этнографические экспедиции и семейное краеведение.

В докладе Е.А.Куракова представлена следующая ступень этой системы приобщения детей и подростков к фольклорному искусству и ремёслам уже в школьном возрасте. Эта система охватывает возрастной диапазон от 4 лет и до окончания «Детской школы искусств», а так же всё разнообразие навыков и техник народных ремёсел, фольклорных игр и обрядов, рецептов народной кухни, хлебопечения.

Таким образом, прослеживается единство методологии принципов и направлений сохранения, популяризации и анимации местных этнокультурных традиций нематериального культурного наследия в Печорах, Виляка и Ряпина, что, безусловно, способствует объединению усилий международных участников в рамках единого международного Проекта  «Развитие центров культуры и творческих индустрий в Ряпина, Виляка и Печорах».

Важным аргументом для проведения в дальнейшем совместных этнографических экспедиций служит так же судьба этнокультурного наследия народности сето, ареал проживания которого, фактически, совпадает с регионами-партнёрами трёхстороннего Проекта. Доклады Т.Н.Огарёвой и Х.Сокка демонстрируют на примере истории народности сето, его традиций и обрядов, удивительное соединение реликтовых пластов фольклора и православной веры, взаимопроникновение и взаимообогащение этнокультурных и духовных ценностей эстонских, латвийских и российских этносов в едином глокальном пространстве и исторических судьбах приграничного пространства Печорского края, Латгалии и Южной Эстонии.

 

III. 3.1.Материалы научно-практической конференции  и их анализ позволяют сделать вывод о её высоком научно-теоретическом уровне и огромной практической значимости её результатов.

3.2. Очевидна эффективность этнографических экспедиций, высокая заинтересованность участвующей в них молодёжи и волонтёров-краеведов.

3.3. Чрезвычайно плодотворна практика координации и взаимодействия в рамках Проекта развития центров культуры, молодёжных центров, библиотек, музеев и образовательных учреждений.

 

Всё это даёт возможность предложить для дальнейших этапов развития международных Программ по приграничному сотрудничеству ряд рекомендаций:

  1. Постоянно расширять число подготовленных и заинтересованных молодых людей, участвующих в работе этнографических экспедиций на основе единых принципов и методов их проведения и популяризации их результатов.
  2. Организовать совместные международные этнографические экспедиции с целью изучения этнокультур коренных народностей приграничных территорий Эстонии, Латвии, России (Печорского района, Ряпинаской волости и Вилякского края).
  3. Провести на указанных территориях сравнительные социологические исследования состояния этнокультуры и музыкального быта на основе программы и инструментария 1980-х годов с целью исторического мониторинга и прогноза.
  4. С целью улучшения доступности нематериального культурного наследия для жителей Печорского района, Ряпинаской волости и Вилякского края разработать проект международного культурно-туристического кластера, объединяющего Печоры-Изборск-Ряпина-Виляка.
  5. С целью взаимного усиления интереса молодёжи к местным традициям и этнокультурным ценностям соседних стран учредить совместный этнокультурный фестиваль и ярмарку промыслов и ремёсел.
  6. С целью актуализации ценностей нематериального культурного наследия этнокультуры в рамках международных Проектов сформировать принципы этнокультурного и этнофутуристического движения, определить оптимальные формы реанимации аутентичных исторических ценностей в контексте современных и популярных форм культуры.